Сегодня татары встречают День Ашура

полумесяц на куполе мечети

Сегодня татары как и остальные мусульмане всего мира – встречают День Ашура – десятый день месяца Мухаррам по мусульманскому календарю – Хиджре. Он начнется сегодня с закатом солнца и продлится до заката солнца завтрашнего дня.

В этот день Ноев ковчег подплыл к суше, и посланник Господа Ной всю оставшуюся жизнь постился в этот день в благодарность Господу. Также именно на этот день пришлось спасение Моисея и его народа от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском. Моисей тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Аллаху за спасение. Пророк Мухаммад (да благословит Господь и приветствует) постился в этот день до своего переселения в Медину. После прибытия посланника Божьего в Медину, на десятый день месяца аль-Мухаррам, он увидел, что иудеи также постятся. Узнав причину, он подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада и меняли покрывало Каабы именно в этот день.

Хадисы про день Ашура

Пророк Мухаммад сказал: «Лучший пост после (поста в месяц) Рамадан – в месяц Божий аль-Мухаррам. Лучшая молитва (намаз) после обязательных (пяти) – молитва(-намаз) ночью (до начала зари)».

Аиша передала: «День Ашура был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии (Мухаммада). Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал этот пост. Когда же он (заключительный Божий посланник) прибыл в Медину, то как сам постился в этот день, так и приказал другим поститься. После установления месяца Рамадана месяцем обязательного поста он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто желает, тот может поститься (в Ашура), а кто не желает, тот может не поститься. «Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к ‘Абдулле Ибн Мас‘уду в день Ашура. Увидев, что тот трапезничает, он воскликнул: «Сегодня же Ашура?!» ‘Абдулла ответил: «В этот день (строго) постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. После (обязательность) отпала. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе».

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара передается: «До пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) арабы постились в день Ашура. Пророк постился в этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, посланник Божий сказал: «Воистину, Ашура является одним из дней Аллаха (Бога, Господа). Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься». Ибн ‘Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов.

Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Иудеи возвеличивали и считали священным день Ашура. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поститесь в этот день (и) вы (о мусульмане)».

Ибн ‘Аббас рассказал: «По прибытии в Медину (через некоторое время, когда наступил месяц аль-Мухаррам) Пророк застал иудеев постящимися в день Ашура. Он спросил у них: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост? (В чем причина вашего поста именно в этот день?)». Ему ответили: «Это – великий день! Аллах (Бог, Господь) спас Мусу (Моисея) и народ его (от зла их врага) именно в этот день, утопив фараона вместе с войском. Поэтому Муса (Моисей) постился в этот день в благодарность (Творцу). И мы соблюдаем пост в этот день». Посланник Господа воскликнул: «Мы (мусульмане) более первостепененны относительно (оставленного) Мусой (Моисеем) (являясь представителями заключительного этапа религиозного развития человечества)». Пророк Мухаммад постился сам и приказал другим».

Му‘авия ибн Абу Суфьян передал: «Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот день – Ашура, поститься не обязательно (не фард). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию (как хотите)».

Есть хадис, в котором оговаривается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) незадолго до смерти сказал: «Если наступит следующий год, тогда, с Божественного на то благословения (ин ша’ал-ла), будем соблюдать пост на девятый день (месяца аль-Мухаррам)». Но до Ашура следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил.

В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, где пророк Мухаммад говорит: «Поститесь в день Ашура и не будьте (излишне) похожи на иудеев. Поститесь (также) день до него и день после».

Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый. В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным, но воздаяние за него велико: «Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день Ашура – искупления грехов прошедшего». Имам ан-Навави, комментируя хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь компенсируются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом».

Пост в день Ашура в очередной раз подтверждает единство корней монотеистических религий, в том числе и в религиозной практике.

Источник: Татары

Поделиться новостью: